Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Со стороны жениха выбирались:
Дружко, или дружка — распорядитель свадебного церемониала человек женатый, энергичный, говорун, знающий ход свадьбы Неотъемлемый атрибут дружки — кнут, который он пускал в ход целью отогнать все, что может помешать благополучному соединению жениха и невесты. Дружку часто можно было узнать по полотен! повязанному через плечо. Иногда он был повязан крест-накрест , мя полотенцами — от жениха и от невесты. Полотенца дружке дарили большие — два, два с половиной метра в длину, украшенные концах ткаными узорами. Дружки, как правило, назначались со стс роны жениха и со стороны невесты, но иногда был лишь дружка со стороны жениха.
Поддружье — помощник дружки.
Сват вел свадьбу вместе с дружкой. Это женатый человек, обьычно из числа родственников.
Посаженый отец и посаженая мать — крестные отец и мать ниха.
Ранняя сваха, или повивальная сваха — близкая родня женю она пекла свадебный каравай, расплетала косу невесты и др.
Сватов и свашек бывало по нескольку с каждой стороны. Част считалось обязательным, чтобы сват и сватья были мужем и женой Иногда их роль отводилась родителям или крестным родителям.
Подсвашки — помощницы свахи, родственницы жениха.
Дядька — шафер, который сопровождал жениха к венцу.
Бояре — приятели и родственники жениха, сопровождавшие свадебный поезд.

Со стороны невесты избирались:
Поздняя, или повивальная, сваха — убирала (повивала) голову невесты в женский убор, сопровождала ее к венцу.
Посаженый отец и посаженая мать, постельницы (две женщины) — они готовили брачное ложе для невесты.
Дружки — подруги невесты.
Подженишники (или подкняжие) — неженатые молодые люди подневестницы — незамужние подруги невесты. Подженишников подневестниц обычно бывало равное количество. Главную роль игра ла большая, или первая, подневестница (обычно сестра невесты) первый подженишник.
Жениха и невесту называли «молодой князь» и «молодая княгиня»
Выкуп невесты. К дому невесты первым подъезжал дружка, все остальные ждали. Для дружки важно было миновать охрану — привратников и придверников. Чаще всего охрана удовлетворялась угощением — вином, но иногда приходилось делать подарки. Вслед за дружкой прибывал свадебный поезд. В это время дружка должен был выкупить место для жениха за столом рядом с невестой. Обязательно при этом шли в ход деньги, но часто подруги и родственники невесты испытывали дружку загадками.
Посидев за столом, все поднимались, чтобы ехать в церковь венчаться. Невеста, выходя из-за стола, старалась стянуть с него скатерть для того, чтобы все сидевшие за столом девушки вышли замуж. Родители невесты благословляли молодых одной из икон, которые обычно в этот момент стояли на разостланной шкуре или шубе. Молодым в обувь сыпали хмель и зерна.
Венчание. При венчании жених и невеста давали обещание любить и служить друг другу в продолжение всей жизни. Затем пили вино, сперва невеста, потом жених, который тут же бросал чашу на пол и спешил наступить на нее. То же делала и невеста. Кто из них первый наступал, тот одерживал победу, и считалось, что он всегда будет господином (обычно это удавалось жениху).
Как только невеста надевала кольцо и были провозглашены слова брачного союза, руку молодицы соединяли с рукой жениха, который до этого стоял по одну сторону алтаря, или стола, а невеста — по другую. Когда священник «связывал» брачный узел, невеста подходила к жениху, стоящему у самого конца аналоя, и падала ему в ноги, прикасаясь головой к его обуви, в знак ее покорности и послушания, а жених накрывал ее полой кафтана или верхней одежды, в знак обязанности защищать и любить ее. После этого жених и невеста становились рядом у самого конца аналоя, к ним подходили сначала отец и другие родные невесты, в знак будущего между ними родства и любви. Вместе с тем отец жениха подносил ломоть хлеба священнику, который тут же отдавал его отцу и другим родственникам невесты, заклиная его перед Богом и образами, чтобы он выдал приданое в целости и сполна в назначенный день и чтобы все родственники хранили друг к другу неизменную любовь. После этого они разламывали хлеб на куски и ели в знак истинного и чистосердечного согласия с этими словами, а также в знак того, что с этих пор они будут как бы крохами одного хлеба или участниками одного стола.
Потом жених брал невесту за руку и вместе с ней и родными, следующими за ним, шел на паперть, где их встречали с сосудами и чащами, наполненными медом и вином. Сперва жених брал полную чарку или небольшую чашку и выпивал ее за здоровье невесты, а за ним это делала невеста, приподняв покрывало и поднося чарку к своим губам.
Чарка
Чарка — маленький сосуд для питья с плоским или круглым дном или на ножках с закругленной ручкой, иногда с покрышкой.
После венчания. От венца ехали в дом жениха. Там новобрачных встречали родители жениха, благословляли, осыпали снова хмелем и зерном. В доме жениха уже были накрыты столы. Пока все рассаживались, в отдельной комнате свахи переплетали невесту. Вместо одной девической заплетали две косы, оборачивали их вокруг головы и покрывали женским головным убором. Молодую сажали очень близко к мужу — так, «чтоб даже кошка не пробежала», и пели величальные песни.
Иногда после свадьбы поступали иначе. По возвращении из церкви жених шел не к себе домой, а в дом к своему отцу, а невеста отправлялась к своим. И оба угощали порознь своих родственников. При входе в дом на того и другого бросали из окон зерновой хлеб в знак будущего изобилия и плодородия.
Вечером невесту привозили в дом отца жениха, где она и проводила ночь, все еще не снимая покрывала с головы. Всю эту ночь она не должна была произносить ни одного слова, чтобы жених не мог ни слышать, ни видеть ее до другого дня после заключения брака. Б течение трех последующих дней она говорила мало — всего лишь несколько определенных слов за столом, но с особенной важностью и почтительностью. В ином случае ее поведение считалось весьма предосудительным.
По прошествии трех дней супруги отправлялись в свой дом и давали общий пир своим родным с обеих сторон.