Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

С языческих времен сохранился обычай прощаться с косой, выходя замуж, и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. Если же девушка убегала с любимым против воли родителей, молодой муж обрезал девичью косу и предъявлял ее новоиспеченным тестю и теще вместе с выкупом за «умыкание» девушки. В любом случае замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы «сила», заключенная в них, не повредила новому роду). «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с нее головной убор. значило нанести серьезный ущерб ее семье, оскорбить ее саму и нажить серьезные неприятности.
Добрачные дети часто не служили помехой для свадеб. Их матери обычно считались первыми невестами на деревне, так как они уже на практике доказали, что могут выносить и родить здоровых, крепких детей.
После окончания чаепития отец невесты и сваха переходили в другую комнату,.где совершался торг, во время которого они договаривались о составе приданого и размере денежной суммы, выдаваемой за невестой. Случалось, что свадьба задерживалась, а то и вовсе расстраивалась, если составленная роспись приданого или денежная сумма не соответствовали желанию сторон.
У дворян обрядового торга не было. Роспись приданого, включая движимое и недвижимое имущество с точным указанием размера денежного капитала и ежегодного дохода с него, оформлялась в виде специального брачного контракта.
У крестьян, ремесленников, рабочих, мелких торговцев, поденщиков о приданом договаривались устно. Переговоры обычно велись в момент сговора (рукобитья) между отцом жениха и отцом невесты, а если у невесты не было отца — с матерью или старшим братом.
Родители невесты требовали с жениха некоторого возмещения расходов. Деньги, которые давал жених, назывались выводом, выкупом или выговорными деньгами.
Невеста во время смотрин была главным действующим лицом, переодеваясь в лучшие свои платья до трех раз. Невесту подвергали испытаниям. Иногда мать жениха спрашивала: «А ловка ли девка?» Тогда невеста брала веник и делала вид, что метет пол. Если невеста была кружевницей, то, чтобы показать ловкость, перекидывала из руки в руку коклюшки, а затем выносила кружева, сплетенные для венчального полотенца.
Потом жених и его родители выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если они хорошо знали ее.
После этого мать невесты подносила жениху стакан медового питья. Если он выпивал весь мед, значит невеста ему понравилась, в противном случае он лишь пригубливал питье и возвращал стакан.
В случае удачных смотрин нередко переходили к выпивке, в которой принимали участие все присутствовавшие на смотринах, кроме жениха и невесты. Вино для выпивки обязательно приносил отец Жениха.
Смотрины, по традиции, завершались обрядовым молением и круговым обходом стола. В последнем действе принимали участие только родители невесты и родители жениха или сваха с его стороны.
После этого договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.