Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Сватовство. Когда сватья приходила сватать невесту в ее дом, то во время разговора не должна была садиться. Если же она сядет, не будет пути или у новобрачных дети будут «седуны», т.е. не будут долго ходить, а если она при сватовстве будет пить, то дети будут охотники до питья, а если будет есть, то дети будут много есть (мно-гоешки).

Перед венцом. Когда невесту и жениха собирали венчаться в церковь, насыпали им в обувь хлебных зерен и денег: первые для того, чтобы не нуждались в хлебе, имели хороший урожай на полях, а вторые, чтобы они водились, легко добывались.
Перед венчанием невесте и жениху втыкали в платье, рубашку, ворот и подол безухие иглы, безголовые булавки, на тело навертывали обрывки мережек для того, чтобы новобрачных во время свадьбы не испортили. Для этой же цели в дверной косяк дома, где намечалось свадебное веселье, вкалывали крест-накрест две крупные иголки иди таким же образом вбивали два гвоздя.
Ремесленники практиковали и другое. Здесь невеста, одеваясь к венцу, прикалывала к нижней юбке кусочек своей первой вышивки или обвязывалась вокруг талии пояском своего первого плетения. Считалось, что любое изделие, впервые выполненное девушкой без посторонней помощи, обладало особой силой, способной уберечь ее от порчи и исцелить в случае болезни.
Крестьяне пользовались многочисленными оберегами, в качестве которых выступали самые разнообразные предметы: лук, чеснок, мак, рыболовная сеть, шерстяные нитки и т.п.
У дворян в день церковного оглашения мать передавала дочери с глазу на глаз какой-либо талисман, который обязательно находился у невесты в момент венчания: ладанки, перстни с печаткой и т.п.
При ожидании свадебного поезда невесте полагалось быть грустной. Существовала и примета: если невеста мало поплачет на свадьбе, придется много плакать потом.
При одевании жениха к венцу дядя (по материнской линии) вкладывал в правый ботинок или сапог жениха монету.
Отдельно в доме жениха и в доме невесты совершали обряд о пяти приборах. В нем участвовали только пятеро: мать, отец, жених (невеста), сваха или тетка, шафер (дружка). Примерно за час до отъезда к венцу накрывали стол на пять приборов. Родители благословляли иконой жениха (невесту), затем все обходили вокруг стола и легко закусывали.
Новобрачных за столом перед венцом и до венца садили на шубу, вывороченную вверх шерстью, чтобы их не испортили да чтобы жили богато и водился у них в изобилии скот.
После общей молитвы жениха благословили ехать за невестой и затем к венцу. Дружка, иногда сват, подзывал, обращаясь по имени-отчеству, всех присутствующих, начиная с родителей. Каждому благословляющему жених кланялся три раза и благодарил. Отъезжающие пили пиво или вино домашнего приготовления, их осыпали хмелем и овсом (либо другим зерном).
Дружка с иконой обходил свадебный поезд и кропил и людей, и лошадей святой водой. В некоторых деревнях перед отправлением поезда выносили из дома сковороду и квашню, накрытую новой шубой. Жених на несколько минут садился на квашню и затем через весь двор бросал сковороду.
Встреча свадебного поезда сопровождалась обрядами. Дружки, или дружка и крестная мать невесты, или обе сватьи сходились, держа в руках по караваю хлеба. Затем с шутками несколько раз перекладывали хлеб один на другой, чтобы в результате хлеб жениха оказался сверху.
Потом дружка и сваты выкупали место около невесты у девушек, после чего дружка, замахиваясь кнутом, выгонял их. Кроме того, приходилось выкупать и косу невесты у мальчика, держащего в руках лучину (имитировавшую нож). Мальчик мог не соглашаться на условия выкупа, в таком случае дружка пытался достать его хлыстом. Если это удавалось, выкуп не требовался.
Перед отправлением к венцу обычно происходил обряд сводов — символического соединения жениха и невесты. Дружка или сват подводил жениха и невесту друг к другу и соединял им руки или связывал их полотенцем (платком). Потом молодожены трижды двигались по кругу, иногда делали обход вокруг стола, дежи (кадки для теста).
Существовал и обряд с хлебом. Например, дружка, отрезав по краюшке от хлеба невесты и хлеба жениха, складывал их, связывал красной лентой и передавал крестной матери, которая относила их на стол. Иногда хлебы разламывались над головами сидящих вместе жениха и невесты.
Половина от женихова хлеба передавалась отцу невесты, а половина невестиного — дружке жениха, половины связывали лентой и ставили на стол.
Сейчас этот обряд исполняется в несколько ином виде: на свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую надевают по бублику. Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год.
При выходе из дома невесты молодых переводили через зажженную на пороге лучину или же горящие пучки соломы клали на пути молодых от венца к дому жениха.
Для свадебного поезда обязательно брали чужих лошадей, число которых могло быть различным, но непременно нечетным. В городе существовала та же традиция. Даже богачи, имевшие свои конюшни, для свадебного поезда старались нанять чужих лошадей.
Обычай перегораживания дороги свадебному поезду существовал повсеместно. Для остановки поезда клали жердь или палку, но достаточно было положить любой предмет — хоть шапку. Проезд без выкупа не только был бесчестьем для жениха, но и считался приметой несчастья.

Венчание. Когда жениха и невесту приводили на церковную паперть, то они должны были взяться за скобу и сказать: «Пусть все наши скорби и болезни не пойдут с нами под венец, а останутся на тебе, железной скобе». Считается, что железо принимает-притягивает к себе всякую болезнь, как от человека, так и с «ветра». Не случайно поэтому у дверей многих домов, у порогов вбивали в половицы скобы и подковы, для того чтобы болезни не входили в дом, а оставались на скобе или подкове у дверей порога.
Когда на брачующихся надевали венцы и священник говорил: «Венчается раб божий такой-то»-, то последний должен креститься и говорить тихонько: «Я, раб божий (имярек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются». В ином случае, считалось, если у брачующихся есть какие-то болезни, то им никогда от них не избавиться.
Во время венчания замечали, у кого из брачующихся венчальная свеча сгорит скорее (тому прежде умереть).
Во время венчания ни жениху, ни невесте не стоит смотреть друг на друга, особенно в глаза, иначе они не возлюбят друг друга или кто-нибудь изменит в супружеской жизни.

Встреча молодых. Возвратившихся из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать — каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые, по обычаю, кланялись родителям, принимали благословение и поочередно трижды целовали отца и мать. В деревне свекровь, одетая в шубу, осыпала их зерном и хмелем. В городе вместо осыпания зерном или хмелем в молодых, возвратившихся от венца, мать жениха, а затем и все участники поздравлений бросали денежную мелочь.
Традиционно молодых, приехавших от венца, трижды обводили вокруг стола.
За первым свадебным и за княжим столом новобрачные должны были переплести свои ноги или поставить нога на ногу — для того чтобы между ними не пробежала черная кошка. Для этой же цели они должны были сидеть плотнее между собой.
Когда приехавших от венца новобрачных благословляли, новобрачная после благословения, кланяясь отцу с матерью в ноги, говорила тихонько: «Я-то пришла, меня-то привели, не овечку, волчиху».
Когда новобрачная начинала пить и есть наедине с новобрачным, то говорила вполголоса: «Пить бы да есть досыта, а детей рожать по любви — легко».
Тот платок, над которым новобрачная, будучи еще сговоренной, плакала, оставался навсегда в доме родителей, чтобы жить замужем — не плакаться.