Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

К середине XIX — началу XX века сформировался тип свадьбы, характерный для города.

Сватовство. В предсвадебном этапе ведущую роль при сватовстве стали играть свахи-профессионалки. Они выполняли роль посредников за соответствующее вознаграждение. В обязанности свахи входило не только само сватовство, но и подбор невест и женихов. Они Должны были знать, в чем состоит приданое невесты, состояние жениха. Сваха добывала и сведения о поведении, физических недостатках, наследственности. Чаще всего свахами становились общительные и предприимчивые женщины среднего и пожилого возраста из Мещанского и, реже, купеческого сословий, обычно вдовы.
Во время разговора сваха или сват должны были незаметно дотронуться до ножки стола, «чтоб дело не сбежало». Вопрос о свадьбе решали в этот же день сватовства. В случае согласия родители невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и расставались, сразу же договорившись о смотринах.
Чаще всего смотрины устраивались через неделю после сватовства в доме невесты. Во время смотрин окончательно решали вопрос о приданом и чаще всего формально знакомили жениха и невесту. На . смотринах жених и его родители обязательно выходили в сени, прихожую, на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если хорошо ее знали.
Самый важный момент в предсвадебном этапе был сговор, называемый помолвкой, или рукобитьем. Устраивался бал или вечеринка с угощением, на которых родители объявляли о предстоящем браке. Помолвленные принимали поздравления, благословение священника, открывали бал танцем.
Желающий вступить в брак должен был письменно или устно уведомить священника своего прихода «об имени своем, прозвании, чине или состоянии, равно как и об имени, прозвании и состоянии невесты». После уведомления священник в три ближайших воскресенья по окончании литургии объявлял прихожанам имена желающих. вступить в брак. Делалось это для того, чтобы установить, не существует ли каких-либо препятствий браку. Помехой могло служить, например, родство до определенного колена, кумовство или сватовство, отсутствие согласия (благословения) родителей. После трех оглашений священник выдавал свидетельство или билет, а на основании этих документов у жениха и невесты в день венчания в церкви составлялся так называемый обыск, заносившийся в специальную обыскную книгу.
Венчание. По городскому обычаю в день венчания жених присылал невесте через сваху шкатулку, в которой лежали фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, духи, иголки, булавки, набор гребенок и т.п. И жениху, и невесте перед венчанием в обувь вкладывали золотой.
Был популярен обряд «о пяти приборах», который совершался отдельно в доме жениха и доме невесты. Примерно за час до отъезда к венцу накрывался стол на пять человек: для жениха (невесты), его (ее) матери и отца, а также свахи, шафера (дружки). Родители благословляли иконой жениха (невесту), все обходили вокруг стола, пocле чего приступали к легкой закуске.
Жених и невеста ехали в церковь порознь. Жених приезжал раньше и ждал невесту вместе с шаферами у церкви. Шаферами обычно были холостые мужчины, они держали венцы над четой.
Родители новобрачных в церковь не ездили: указ Петра I от 5 января 1724 года запрещал им это делать под страхом строгого наказания.
Пока происходило венчание, уже общий свадебный поезд украшали цветами, лентами и колокольчиками. Свадебный поезд с нечетным числом колясок сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу и только после этого направлялся к дому, где должен был состояться бал или вечеринка со свадебным столом.
Встреча молодых. Молодых, возвратившихся из церкви, встречали родители жениха. Отец держал образ, а мать — каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые кланялись родителям, принимали благословение и поочередно целовали отца и мать. Вместо осыпания зерном и хмелем в городе было принято осыпать денежной мелочью. Потом молодым подносили подарки. Сами же молодые обносили гостей вином (чаще всего шампанским). После завершения поздравительной церемонии свекровь почти всегда уводила новобрачную в отдельную комнату, где они немного отдыхали. В этот момент на колени молодой непременно сажали ее младшего брата или другого мальчика-родственника, чтобы у нее первым родился сын.
Застолье. Свадебное веселье открывалось вальсом молодых. Обычно танцы происходили в одной комнате, а столы стояли в другой. Застолье считалось законченным и гости могли расходиться только тогда, когда вносился свадебный пряник (колоссальных размеров), а в более позднее время — торт.
Обрядов, связанных с провожанием молодых к брачному ложу и подниманием их с постели, у горожан не зафиксировано.
После свадьбы. На второй день после свадьбы горожане, по традиции, приглашали только близких родственников. На обеде второго дня новобрачная делала подарки новым родственникам. Существовал также обычай посещать в этот день мать молодой жены с «именным тортом», на котором были выведены имена молодых и их родителей.
После свадьбы начиналась визитная неделя. В течение семи дней родственники молодого мужа приходили с визитами к новобрачным, которые устраивали по этому поводу чай со всевозможными сладостями и десерт. Визит длился не менее двух часов, во время которого происходило как бы близкое знакомство с новой родственницей. Открывали визитную неделю крестный отец и крестная мать жениха — они приходили к молодым в первый день после свадьбы и приносили дорогие подарки. Остальные родственники гостили в последующие дни, строго соблюдая очередность в зависимости от степени родства, и также приносили подарки. В течение визитной недели молодые обязательно рассылали «рекомендательные письма» новым родственникам и друзьям, которые почему-либо не смогли приехать на свадьбу. В этих письмах молодые пытались продемонстрировать свои умственные способности, образованность и воспитанность. Визитной неделей заканчивался цикл городской свадьбы.