Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Если женщина долго мучилась родами, бабка приводила ее из бани или хлева в избу, покрывала стол скатертью, ставила на нее хлеб, соль и брагу; потом отодвигала стол от лавок, распускала на родильнице всякие узлы и трижды обводила вокруг стола, каждый раз приговаривая: «Как скоро раба (такая-то) обойдет круг стола, так скоро и родит». Затем брала с божницы образ, обмывала его свежей водой над дном опрокинутого ведра. Воду, которая скапливалась на обороченном кверху донце, давала пить родильнице из трех мест, поворачивая ведро по солнцу. Оставшейся водой спрыскивала родильницу, застав ее врасплох, чтобы испугом ускорить разрешение от бремени. Домашние с этой же целью начинали кричать в избе или под окном, на улице, что-нибудь такое, что может вызвать испуг, например: «Горим! Пожар!..»
После родов родильницу уводили в баню. Какими бы ни были роды, повивальные бабки готовили в бане «воду от уроков». Вода для этого использовалась обязательно речная, бабка специально ходила за ней с чистым ведром и зачерпывала ее всегда по течению реки. Возвратившись с реки в баню и сотворив Иисусову молитву, повитуха погружала в ведро правую руку и, зачерпнув там горстью воду, спускала ее по руке через локоть в приготовленный туес, нашептывая: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призеры не держитесь». При этом вела счет до девяти с отрицанием — не одна, не два, не три и т.д. Таким образом воду на локоть черпала три раза.
С молитвой бабка опускала в эту воду три накаленных докрасна уголька. Потом горстью правой руки через локоть левой лила эту воду трижды на крайний камень каменки, затем трижды на дверную скобу, держа туес так, что пролитая вода опять стекала в него же. При этом бабка каждый раз приговаривала: «Как на камне (или скобе) вода не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призеры не держитесь!»
После этого вода считалась так сильно заговоренной, что ни один колдун не в силах уничтожить ее целительную силу.
Затем бабка ставила родильницу лицом на восток — если только она может стоять, в противном случае сажала ее на банный порог и три раза брызгала ей в лицо набранной в рот наговоренной водой, приговаривая: -«Как вода на лице не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!» Вылив из туеса оставшуюся воду родильнице на голову, бабка собирала воду при ее падении с головы в правую горсть и брызгала ею на каменку из-под своей левой ноги.
Муж нередко кричал и стонал вместо жены, отвлекая злые силы от роженицы.
При тяжелых родах применялся целый набор магических средств помощи роженице. Считалось, например, что всякая замкнутость препятствует родам, поэтому прибегали к действиям, символизирующим или имитирующим разрыв замкнутости: развязывали все узлы на одежде роженицы и ее мужа, отмыкали в доме все замки, расплетали косы и т.п.
Применяли также троекратный обход роженицей стола, на углах которого насыпали кучки соли. Отведывая из каждой кучки соль, роженица произносила заговор: «Ты, соль, свята; ты, соль, солона; ты, соль, крепка; расступись, соль, мне недуги отпусти, что во животной кости, во черной крови; услади все колотья и болести на труд-ну пору, а я раба (имя) Богом молюся, утробою ласкаюся, скорого от тебя дитятка дожидаюся».
При трудных родах давали роженице пить воду, в которой лежали куриные яйца. После этого яйца разбивали. Или давали пить воду через ружейный ствол.
Помогая роженице, обращались к священнику с просьбой открыть в храме царские врата, зажигали перед иконами «страстную», «четверговую» или «венчальную» свечу, читали молитвы.
Когда женщине приходилось мучаться родами двое-трое суток, просили священника отслужить молебен женским святым «узоразре-шительницам», помощницам при родах — великомученице Екатерине, пресвятой Богородице Федоровской, или Троеручице, или Успению пресвятой Богородицы. В некоторых местностях у священника брали церковный пояс, чтобы обвязать им роженицу.