Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Семик — седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой.
Наряженная в течение нескольких дней березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно — благополучию людей.
Русские называли Семик честным, подобно Масленице.
По народному календарю. Прихожане шли на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилали свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбище, где и встречали Семик. На этом празднике торжественно погребали и поминали убогих, или убитых, или внезапно умерших на месте скудельниц или убогих домов, которые стали рощами.

Роща

Рощи или дубравы служили местом таинственных обрядов язычества у восточных народов, греков, римлян. Кроме дубов, не менее почитаема была липа, от нее не осмеливались отрезать ни ветки, ни сучка. Эти деревья назывались заповедными, заветными. У древних немцев совершались жертвоприношения и производился суд под липами. У древних пруссов под липой зажигались огни на Иванов день в честь бога весны Лиго.

Веселье начиналось после обеда.
Девушки, украсив свои избы березками вдоль всей деревенской улицы, шли за околицу под предводительством девушки, избранной по жребию и одетой в мужское платье (это — Семик). Они несли с собой печеные и сырые яйца для яичницы, лепешки и пироги. В ближней роще выбирали кудрявую березу, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землю и, взявшись за руки, устраивали хоровод. Песни пели до обеда, после трапезы рвали с той же березы ветки и плели венки, с которыми опять водили хороводы и пели песни. «Мне куда тебя, веночек, положить? — спрашивали в одной песне и отвечали: — Положу тебя, веночек, на головку ко душе милой девице. ко названной сестрице». Вторя словам песни, они шли потом на пруд или реку. С зажмуренными глазами бросали венки на воду и загадывали: потонул венок — в тот год замуж не выйти, а можно даже умереть, но очень хорошо, если венок всплывет, да еще против течения.
Либо посреди двора втыкали срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым ставили горшок с водой. Девицы ходили по двору или сидели, а мальчуганы держали в руках заготовленные кушанья, другие — ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходила к дереву, опрокидывала горшок с водой, выдергивала дерево из земли и затягивала песню.
Обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, по-разному, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой песенный репертуар, однако основные элементы обряда сохранялись. Это: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим его уничтожением, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.
Празднование Семика происходило в рощах и лесах, на берегах рек и озер или прудов. Сначала завивали венки, а затем в некоторых местах пускали их по воде. Но обычно ближе к вечеру девушки возвращались домой с венками, которые берегли до Троицы.

Венок

Венок считался залогом бессмертия, знамением перехождения души и союза мертвых с живыми. По семицкому венку загадывали будущее.

В Семик совершался древний обряд погребения и поминовения убогих на убогих домах, которые обычно находились в рощах. Первый обряд совершался в основном на могилах, подобно древней тризне.
От Москвы до самых до окраин в этот день гуляли. Вся Москвз устраивала разгульный праздник; почти на каждом дворе обставляли березками стол, накрывали его яичницей и драченой. Повсюду раздавались семицкие песни, по улицам носили наряженную лентами и лоскутками березку. Горожане надевали на головы венки из ландышей, незабудок или из березовых и липовых ветвей. После погребения и поминовения убогих на старых убогих домах люди, вымыв руки в Самотеке, шли в Марьину рощу завивать березку и пировать.
В деревнях Московской губернии в среду перед Троицей девушки отправлялись «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг или же в субботу, с яичницей и пивом шли завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки были завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под песню.

Яичница

Яичница — это суть плодородия, открытая самими девушками перед огнем (в тот момент, когда они готовили ее в печи). Скорлупа яиц не выбрасывалась куда попало. Она лежала на шестке под сводом печного устья. Скорлупа обжигалась, опалялась. Потом ее мелко толкли в ступице. Ссыпали в приготовленный мешочек. Скорлупа, истолченная в Семик, славилась своей целебностью.

В некоторых селах и деревнях начала прошлого столетия пекли для девиц козули (Козули — род круглых лепешек с яйцами в виде венка).
С козулями они шли в лес, где завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, завязывали ветки венками.
В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой.
Нижегородская молодежь наряжала в «девицу» березку, а девушку или парня — в шутовской наряд барабанщика. Толпой отправлялись на луг, впереди шли ряженые — человек и дерево. На лугу становились в круг и пели плясовую песню про притоптанную травушку. Поселянки, собравшись в роши, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не храниться, вечно дружиться».

Кумление

Семицкая березка в Тульской и других губерниях называлась кумой, а кумиться – значит целоваться при развитии венков.
Обряд кумления совершался девушками в лесу после завивания березок. Ветки березок загибались в круг, так что образовались венки, или венки из березок или трав и цветов навешивали на березки. К этим венкам девушки подвязывали свои крестики, затем сквозь венки целовались, менялись крестами и пели песий. Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой.
Во время кумления девушек-подростков приветствовали обычно так: «Тебе еще подрасти да побольше расцвести», заневестившейся девице говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочъю (т.е. в девушках)». Женщинам пожелания были несколько иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год самой третьей тебе быть». Девушки свои пожелания шептали друг другу на ухо.

В Подмосковье, Владимирской, Рязанской губерниях мужчина, носящий березку, назывался кумом, адевица кумою. Игра «Кума» проходила так: поселянки, собравшись в рощах, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся! Нам с тобой не браниться, вечно дружиться». При этом они дарили друг другу желтые яйца, которыми поминали также утопленников на русальной неделе.
Во Владимирской губернии девушки ходили утром с пирогом собирать у соседей деньги, а вечером водили хороводы, а потом ели пироги и яичницу. В других местах к Семику девушки делали складчину или ссыпчину.
В Нерехотском округе пекли для девиц козули. С козулями они шли в лес, где с песнями завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, на которой завязывали ветки венками. Потом, сделав из березовых сучьев один венок, девушки кумились сквозь него, приговаривая: «Здравствуй, кум и кума! Березку завивши». Спев песню про березку, поселянки принимались за козули и яичницу. А потом устраивали игры.
В Кинешме и Галиче при кумлении девицы менялись кольцами и серьгами и пели песни «А мы просо сеяли», «У воробушка голова
болит»-, «Во поле береза стояла», «По горам, горам».
В Воронежской губернии на берегу озера Горохова жители села Горохова устраивали под Троицу шалаш на поляне, украшали его венками из цветов и душистой зелени, внутри ставили на возвышенном месте болван из дерева или соломы, одетый в праздничное мужское и женское платье. Около шалаша собирались сельские жители. Они приносили с собой отборную пищу и питье; водили хороводы и
плясали вокруг этого шалаша.
В Вологде Семик, известный под названием Поляны, отмечался на поляне.
В Нерехте Семик также праздновался на поляне, где существовала церковь святого Пахомия.
В Саратовской губернии для празднования Семика выбирался особый дом, куда приносили разные припасы для пира; варили брагу при пении веселых песен. Устраивали в лесу пир. После завивания венков, после кумовства выбирали, подбрасывая вверх платки, старшую куму, которую называли так в течение всего дня. Потом возвращались веселым хороводом в село, чтобы в Троицу снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривала, завял или еще свеж ее венок; по нему судили о своем счастье или несчастье. Кроме того, свивали венки и для своих родных, гадая о их судьбе. В окрестностях Углича игры с наряженной березкой и яичницей
приурочивали к гаданию на урожай ржи. Березку ставили среди озимого поля, а яичницу ели не иначе, как бросая через голову ее часть и целые яйца в рожь, «чтобы она, кормилица, лучше уродилась». Затем по ржаной полосе катались, переваливаясь с боку на бок, для того чтобы не болела во время жатвы спина. После этого
завивали венки для себя, родителей, жениха или просто знакомых,
оставляя их до Троицы (тогда ходили ломать венки, то есть, погадав на них, бросали в воду).
Великий день для русалок. В этот день девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотину, не работали, называя этот четверг великим днем для русалок. Девушки в этот день плели венки и бросали их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых.

Русалки

Считалось, что, оставляя с Троицы воды, русалки выбирали себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и жили вплоть до осени. Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качались на ветвях, аукались между собой и водили веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава росла гуще и зеленее, там и хлеб родился обильнее.
Однако от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, не забывают спутывать у рыбаков сети, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град. В их власти похищение у заснувших без молитвы женщин ниток, холстов и полотен, разостланных на траве. Украденную пряжу они, качаясь на древесных ветвях, разматывают и поют при этом хвастливые песни.
Кроме церковного ладана против чар и козней русалок существует еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам страстной недели, это полынь. Уходя после Троицы в лес, надо брать эту траву с собой.
Всем русалкам разрешалось выходить из воды еще на Светлое Воскресенье, когда обносят кругом церкви плащаницу. Тут надо запирать двери в храме как можно крепче.

Песни. К семицким песням можно отнести такую:

Вью, лелю! завью я зеленый венок,
Заломаю я березу, совью я зеленый венок
На свою буйную головушку;
Опущу я зеленый венок,
Я по Волге, по реченьке,
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке.
Взбунтовались ветры, вихори,
Раскачали легку лодочку
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке,
К его красному окошечку.
Выходила моя матушка
На свое красное крылечушко,
Смотрела на легкую лодочку!
Легка лодочка расколыхалася,
Всплыл тут зеленой венок:
Получила матушка
С быстрой речки зеленой венок;
По луча, она призадумалась,
Призадумавшись, слезно плакала:
Не моя воля, а чада милова!
Не ея ли зеленой венок
Подплывал к моему окошечку?
Не мое ли чадо милое во тоске живет,
Во тоске живет, или во гуляньице
С своими милыми подружками?

При завивании венков обычно пели песню о том, как красная девица сидит в белом шатре под зеленою липой, вьет венок из цветов, украшая его дорогим яхонтом, и говорит со вздохом: «Жому этот венок носить? Неужели старому? Нет! Старый не будет носить! Старый не отрада, не защита моей молодости: пусть же носит его мой милый друг!»