Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Георгий

Святой великомученик Георгий почитается как покровитель земледелия, стад и пастухов.
Егорий ездит всегда на серой лошади с копьем в руках и пронзает им зеленого дракона (изображенне, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства). Тем же копьем, по русским легендам, он поразил волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «3а что ты меня бьешь, если я есть хочу?» — «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня».
Народ верил, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена как жертва Егория — начальника и повелителя всех лесных зверей. Егорий умел говорить со зверями на людском языке и делал так, что обреченная скотина сама шла навстречу врагу и беззащитно останавливалась перед ним, как в столбняке. Причем Егорий забирает тех животных, которые оказались бы вредными для человека, потому что святой покровитель домашнего скота, охранник пасущихся стад, строго наказывает беспечных. Не случайно поэтому появилась поговорка: что у волка в зубах, то Егорий дал.
На Черноземье ходил рассказ о том, как Егория приказал змее ужалить пастуха, который продал овцу бедной вдовы, а в свое оправдание сослался на волка. Когда виновный раскаялся, святой Георгий явился к нему, обличил во лжи, но возвратил ему и жизнь, и здоровье.

По церковному календарю. Георгий происходил из знатного рода и занимал высокое положение в обществе. Он служил в римском войске офицером, что не мешало ему открыто исповедовать «истинную веру».
Когда при императоре Диоклетиане начались гонения на христиан,  Георгий добровольно сложил с себя воинские обязанности и стал проповедником. За это святой был схвачен и подвергнут самым изощрениым пыткам. Мученику по приказу Диоклетиана отсекли голову. Произошло это в Никомедии около 303 года.
Святого почитают во всем христианском мире: у грузин, греков, итальянцев,  французов, англичан и русских. Имя его служит девизом, паролем  и клятвой у французов при судебных поединках и в битвах; лик его изображался на гербах и на монетах генуэзских, английских и русских.
По народному календарю. Егорьев день — не только церковный, но и народный праздник. День именовали Егорий весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий храбрый.
Имя Георгий — от греческого «земледелец, селянин». У русских издревле Георгия называли: Юрий, Гюргий и Гюрги.
Скотский праздник. В Греции святой Георгий открывал пастушеский год и праздновался в семье, на пиршестве обычно съедали первенца стада.
Турки султанским указом строго запрещали употреблять в пищу ягнят прежде Юрьева дня.
В Исландии и Финляндии отмечали праздник с различными языческими обрядами. В это время мужчины, предаваясь пьянству, пели песни, а женщины поливали молоком некоторые священные деревья.
В Сербии в Юрьев день перед восходом солнца купались и освященной вербой, так, как в России, выгоняли в поле скотину.
В Болгарии в день святого Георгия кололи ягненка так, чтобы ни капли крови его не удало на землю. Кровью ягненка мазали своих детей, делая знамение креста на лбу, щеках и подбородке. Зажарив этого барашка, собиралась семья и холостая родня за одним столом. Звали священника, он читал над барашком молитву и благословлял: попу отдавалась шкурка и лопатка ягненка. Когда ели освященного барашка, то, собрав все косточки, зарывали их в землю.
К Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник.
Георгий Победоносец считался покровителем домашнего скота, и к нему обращались с просьбами защитить, уберечь коров, овец, лошадей. Святой Георгий воспринимался не только как защитник скота, но и как хозяин лесных зверей. На 6 мая пастухи давали зарок хранить скотину от лихого сглаза, от рыскучего зверя. Хозяйки выгоняли скотину со дворов вербой, приговаривая: «Как верба не сохнет, так и вы не сохните, богом данные скотинки!»
Гнали и порчу от ребенка со словами: «Не я бью, а верба бьет!».
На севере в лесных губерниях делали только «обход скота». То есть с образом святого Победоносца Георгия хозяева обходили всю домашнюю скотину, собранную на своем дворе, а затем сгоняли ее в общее стадо у часовен, где служили водосвятный молебен. После молебна все стадо окропляли святой водой и гнали за околицу. Хозяйки гнали скот освященной вербой, а иные провожали его с хлебом и солью. Пастух, принимая стадо, делал обход с тем же образом.
В Новгородчине, где скот пасся без пастухов, сами хозяева «об-ходили^ стада. Еще ранним утром хозяин готовил для своей скотины пирог с запеченным туда целым яйцом. До восхода он клал пирог в решето, брал икону, зажигал восковую свечу, опоясывался кушаком, затыкая спереди за него вербу, а сзади топор. В таком виде хозяин обходил на своем дворе скот по солнцу три раза, а хозяйка подкуривала ладаном и поглядывала, чтобы все двери были заперты. Пирог разламывали на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой давали по куску. А вербу либо бросали в речку, либо втыкали под стреху (верба спасает во время грозы от молнии).
Белозерцы накануне Егория убирали с глаз долой гребни, щетки и ножницы. Клали в воротах на землю шерстяной пояс, клещи и крюк, иногда шейный крест или топор и нож, и выгоняли скотину на улицу, а потом опять загоняли.
В Орловской губернии старались в Юрьев день встать как можно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, чтобы выгнать скот со двора (считалось, они не будут болеть и больше дадут молока). В той же местности верили, что свечки, поставленные в церкви к Егорьеву образу, спасают от волков; кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы».
Пивной праздник. Этот праздник хозяева превращали в «пивной». Еще задолго до него вели расчеты, сколько выйдет ушатов пива, сколько сделать «жиделя» (пива низшего сорта). Подростки лизали ковши, вынутые из чанов с суслом; пили отстой или гущу, осевшую на дне чана. Бабы пекли и варили и мыли избы. Девицы шили себе наряды. Когда пиво было готово, к каждому родственнику в деревне несли бурак, или буртас, и приглашали «гостить о празднике»-.
Праздник Егория начинался с того, что каждый большак нес в церковь сусло, которое на этот случай называется кануном. Его на время обедни ставили перед иконой святого Георгия, а после обедни жертвовали причту. Первый день пировали у церковников (в Новгородчине), а потом шли пить по домам крестьян. На вологодчине первый день угощались сами домашние, на второй день угощали родных, а на третий — сосед соседа. В некоторых местностях около недели ходили в гости друг к Другу. Хорошего гостя водили прямо в погреб к самому чану — пей, сколько влезет, если сумеешь потом сам вылезти.
Благословение нивам. На Егорьев день многие заказывали обедни и молебны святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам. Выбирали в этот день наиболее смазливого парня, украшали его всякой зеленью, клали на голову круглый пирог, украшенный цветами, и в хороводе молодежи вели его в поле. Здесь трижды обходили засеянные полосы, разводили костер, делили и ели обрядовый пирог и пели в честь Юрия старинную священную молитву-песню: «Юрий, вставай рано — отмыкай землю, выпускай росу на теплое лето, на буйное жито — на ядренистое, на колосистое».
В Малороссии в день Георгия был крестный ход на жито: отпев Молебен с водосвятием, священники окропляли нивы святой водой. После этого молодежь забавлялась играми, каталась по житу, чтобы быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. До крестного хода поселяне не выгоняли скотину в поле; а женщины-знахарки на заре этого дня выходили на поле и там расстилали холст, который пропитывали росой. В Курске в Юрьев день устраивалась ярмарка, где продавались деревянные и глиняные коровки и другие животные.
На Егория запахивают пашню. С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду.
Другие обычаи. На севере России в этот день отмечали первый всенародный праздник с начала весны (примерно такой же, как в городах Первое мая), В Юрьев день справлялся молебен, который завершался пиршеством по домам. Молодцы, девицы и молодки собирались на лугах и бегали там до вечера.
После этого праздника крестьяне принимались сеять ячмень, овес и т.д. Иногда в Юрьев день крестьяне ходили ночью и пели песни о сохранении своих стад. В Смоленске жители выходили за город, на горы, а пастухи выгоняли скот на Юрьеву росу и траву. В Тульской губернии служили также молебны на колодцах, после чего, окропив скот святой водой, выгоняли его в поле вербой, освященной в Вербное воскресенье.
В этот день у крестьян торги, выгоны, первое сеяние яровых хлебов и огородных растений. Начиная с Юрьева праздника они призывали святого Георгия на помощь в работах и напастях своих.
Еще в XVI веке существовало на Руси поверье, что в Лукоморье есть люди, которые умирают в Юрьев день осенний (26 ноября по старому стилю), а в весенний оживают. Перед смертью своей они якобы переносят все товары в одно место, которые могут брать их соседи в течение зимы за определенную плату. А весной, когда умершие воскресают, соседи рассчитываются с ними.
По народному поверью, 15 января семигодовалый петух откладывает в навозе яйцо. Поэтому в деревне надо было помнить и считать годы певунов, потому что 4 июня родится из этого яйца царь змей Василиск. И если не зарублен черный петух, жди беды: начнет увядать в деревне все молодое, на полях высохнут всходы. И тогда одна надежда на Егория-пастуха. Шел Егорий со змеем сражаться и своим посохом мог убить чудище.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу — на девичью косу, на ноги босы. И поглядеть за скотинкой — в поле и за полем, в лесу, за угорьем. Чтобы водились в хлевах и коровы, и телята, и козы. Чтобы скотинка в три ведра доилась да помыкивала, да хрюкала-кудахтала!
Заклинали крестьяне Егория обойти каждый двор, наделить хозяйство добром.
Приметы. В разных областях России в Юрьев день бывает разная погода, в одном месте он является с теплом, в другом — с двенадцатью морозами, в одном — с водой, в другом — с кормом.
В Московской, Костромской губерниях говорили: Егорий с теплом
а Никола с кормом; он приходит с двенадцатью морозами и потом с теплом. Двинские и важские (живущие вдоль реки Вага) жители говарили
другое: Егорий сводой, а Никола с травой. В Тульской и Орловской губерниях отмечали: Егорий с полувозом,  а Никола с целым возом.
В Рязанской и Тамбовской: Егорий с кормом, а Никола с мостом. Егорий с водой, а Никола (22 мая) — с кормом. Егорий с летом, а Никола с травой.  На Егория дождь — скоту легкий год.  Ясное утро на Егория — к раннему севу, ясный вечер — к позднему севу.
На Егория мороз — будет иросо и овес. На Егория мороз — и под кустом овес.
Коли на Егория березовый лист в полушку, то к Ильину дню (2 августа) клади хлеб в кадушку.
Егорьева роса от сглаза, от семи недугов.  Катаясь по росе, проходя босыми ногами, выгоняя скот в этот день, говорят: «Будь здоров, как егорьева роса».  Ясное утро на Егория — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.
Теплый вечер и звездная ночь — к урожаю, сухому лету.  На Юрия дождь — скоту легкий год, а гречи не род.
На Егория мороз — греча хорошая.  Как в Егорьеву ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.