Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

По церковному календарю. Соловецкие чудотворцы, святые Зоси-ма и Савватий, издревле считались покровителями пчел и заступниками всех православных пчеловодов. Согласно легенде, до этих святых на Руси совсем не было пчел, и они первые принесли эту «божью работницу» из земли Египетской. Зосима и Савватий набрали пчелиных маток, заключили их в тростниковую палочку и отправились из Египта в православную Русь. Измаильтяне, увидев, что пчелы оставляют их горы и целым облаком вьются над головой удаляющихся чужестранцев, пустились в погоню и скоро настигли Зосиму и Савватия. Когда погоня стала приближаться, святые далеко бросили тростниковую палочку, и при обыске измаильтяне ничего у них не нашли.
По народному календарю. Верующие пчеловоды не только ставят на пчельниках икону Зосимы и Савватия (улей, к которому прикреплена икона, называется «зосимоюз»), но придумали даже особую молитву, с которой обращаются к своим покровителям.
Повсеместно в день святого Зосимы, когда на пчельник выставлялись ульи, крестьяне-пчеловоды служили молебны «пчелиному Богу». Богатые приглашали духовенство служить молебен на пчельнике, чтобы сам батюшка окропил ульи святой водой. Бедные молились в церкви, а затем сами кропили крещенской водой пчельники. В этот же день приносили в церковь мед и почти повсеместно кормили пчел благовещенской просфорой.
Ставили стол посреди пасеки, накрывали чистой скатертью, клали на него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу. Потом, помолясь Зосиме и Савва-тию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили ее освященной водой.