По церковному календарю. Праздник Воздвижения посвящен кресту Христову. Если Рождество Богоматери церковь называет преддверием тайны воплощения, то крест должен возвещать людям об искупительной жертве Христа. Поэтому Воздвижение также стоит в начале церковного года.
Знак креста с глубокой древности во многих религиях был символом вечной жизни. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.
Быстро по миру разнеслась весть о «безумии креста». Иудеи требовали знамений, эллины — доказательств, римляне — неопровержимых фактов… Но в ответ слышали только: «Мы проповедуем Христа распятого… »
Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в церкви появились первые изображения креста, предшествующие распятиям.
Из всех типов распятий самым величественным считается византийское. Христос изображен на нем со склоненной головой, закрытыми глазами… Но руки его не безжизненны: они раскрыты, словно объятия.
Напомним, что Христа распяли не на кресте, а на перекладине в виде буквы Т. Но это считалось позорной казнью, так расправлялись с особо опасными преступниками.
А крест — символ жизни, видимо, был связан с именем богочеловека, и спустя несколько веков превратился в знак Воскресения, в знак торжества над смертью.
Праздник Воздвижения стал отмечаться в IV веке при Константине Великом.
Согласно легенде, Константину Великому во время войны с Мак-сентием явилось чудное знамение. Днем на подходе к Риму он увидел, как на солнце появился крест со словами: «Сим побеждай?-. Константин и воины сначала испугались (крест считался у римлян самым позорным орудием казни). Но в эту же ночь Константину явился сам Иисус Христос и, повелев ему устроить полковое знамя с изображением креста, обещал победу над врагами.
Константин исполнил просьбу и, победив Максентия, вошел в Рим. Тогда он приказал сделать воинские хоругви с крестом и еще больше прежнего стал покровительствовать христианам. А потом и сам решил принять христианство.
Святая Елена очень хотела найти тот крест, на котором был распят Спаситель. Для этого она отправилась в Иерусалим. Наконец один престарелый еврей поведал царице, где была Голгофа, но на месте распятия Христа было воздвигнуто идольское капище. Голгофа с первых лет существования церкви привлекала христианских паломников, но в начале II века император Адриан решил уничтожить все следы неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, снес Голгофский холм, засыпал пещеру Святого гроба и соорудил на этом месте храм Венеры.
Когда по просьбе святой Елены было разрушено капище, под ним в земле нашли три креста. Трудно было определить, который из них крест Господень. Только чудеса, сотворенные одним из этих крестов — исцеление больной женщины и воскрешение умершего, — указали на крест Спасителя. Люди, бывшие свидетелями этих чудес, стали просить патриарха поднять крест, чтобы каждый мог его видеть. Патриарх выбрал высокое место и воздвиг крест Иисуса Христа. А на месте, где был найден крест, Елена соорудила церковь во имя Воскресения Господа, и в ней был поставлен крест Спасителя. Крест оставался в храме до VII века; во время войны персов с греками его увезли в Персию и возвратили только через четырнадцать лет греческому императору Ираклию. Император с духовенством и народом встретил честный крест в Константинополе и возвратил его в Иерусалим.
Возвращение Креста Господня празднуется в один день с его воздвижением — 27 сентября.
Накануне праздника во время всенощной священник выносит изображение креста на середину храма. В соборных церквах крест «воздвигают» на четыре стороны света при пении «Господи помилуй».
В день Воздвижения христиане соблюдают строгий пост.
По народному календарю. Многие крестьяне не знали о происхождении праздника Воздвижения. По мнению орловцев, тамбовцев и владимирцев, в день Воздвижения все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся 4сдвигаются», то есть сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома.
На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки — из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне говорили, начиная с Воздвижения змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы.
В других местах слово «Воздвижение» трактовали несколько иначе: говорили, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся»’, так как к половине сентября обычно заканчивается уборка хлеба и начинается молотьба. Говорили еще, что Воздвижение «сдвинет зипун, надвинет шубу» или что на Воздвижение кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась.
Крестьяне также повсюду верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые нельзя начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
С Воздвижения начинали рубить капусту. Устраивали капустные вечера, или капустники.
В народе о празднике говорили: «На Воздвиженье хлеб с поля двинули*, «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп подвинет», «На Воздвиженье птица в отлет двинулась, медведь ложится в берлогу».
По народному поверью, лешие вместе с оборотнями и прочей нечистью считают день Воздвижения каким-то своим днем. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимой. Поэтому в день Воздвижения ни под каким предлогом нельзя ходить в лес, так как оборотни, и особенно лешие, бывают в это время крайне бесцеремонны и в лучшем случае могут только побить, а то и просто отправить мужика на тот свет.
Леший
Лешие умеют и хохотать, и аукаться, свистать и плакать по-людски, и если становятся бессловесными, то только при встрече с настоящими живыми людьми.
Лешие не столько вредят людям, сколько, подобно домовым, проказничают и шутят. Они «обходят»- человека, углубившегося в чащу, заводят в такое место, из которого никак не выбраться, либо напускают в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку.
Однако леший все-таки не ведет людей на прямую погибель. От проказ лешего легко можно отделаться молитвой и крестным знамением, а также при помощи других приемов. Заблудившемуся стоит только присесть на первой колоде, снять с себя и выворотить наизнанку платье и таким образом надеть на себя. Обязательно при этом надо надеть левый лапоть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку. Если же в беду попали двое или трое, то им всем нужно обменяться одеждой. Можно выбраться из беды, проговорив любимую поговорку лешего: «Шел, нашел, потерял».
Существует один такой заповедный день в году, когда лешие бесятся, и знающие крестьяне в этот день (4 октября) в лес не ходили.
На Ерофея-мученика лешие пропадают или замирают. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, гоняют зверей и потом проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней весной.
У доброго мужика на Воздвижение пирог с капустой. И в закрома, и в сусеки, и в ясли коровьи крестьяне клали кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест. В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали кресты, чтобы оберечь свой дом, скотину и собранный урожай от бед.