Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

По церковному календарю. По преданию, близилось 19 (6) августа, праздник Кущей. В этот день сооружали шалаши из ветвей (куши), где и проводили время до вечера. Богомольцы готовились идти в Иерусалим, Иисус оставался за Иорданом. Там и произошло явление: три апостола — Симон-Петр, Иаков и Иоанн — на мгновение созерцали славу Мессии.
Однажды Христос с учениками поднялся на высокую гору; и пока он молился, Петр, Иоанн и Иаков, расположившись рядом с ним, заснули. Когда апостолы проснулись, их поразила перемена, произошедшая с Сыном человеческим: лицо Учителя лучилось неземным светом, и даже одежды его стали ослепительно белыми. Не в силах вымолвить ни слова, апостолы смотрели на Учителя. Но в следующее мгновение сияние померкло: Иисус стал таким, каким привыкли его видеть. Один стоял он на вершине горы.
По народному календарю. К празднику преображения Господня поспевают многие плоды и овощи, заканчивается жатва.
Наименование яблочного Спас носит потому, что до этого времени строго запрещалось есть яблоки (и вообще никаких плодов, кроме огурцов, старались не потреблять).
А со дня преображения во всей Руси начинали есть плоды и фрукты. Надкусывая яблоко, девушки загадывали о любви.
Второй Спас почти повсеместно называется яблочным, так как с этого времени разрешается есть садовые плоды и огородные овощи. День этот крестьяне чтили как очень большой праздник.
Второй Спас называли еще Спасом на горе (в связи с преображением Господним). Вся паперть в приходских церквах в этот день была заставлена столами, на которых лежали горы гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, ржи, ячменя, яблок. Все эти плоды священник благословлял после обедни и читал над ними молитву. За это благодарные прихожане ссыпали ему в особые корзины так называемые начатки, то есть понемногу каждого сорта принесенных плодов.
После освящения и благословения крестьяне набожно осеняли себя крестом и разговлялись яблоками.
Если кто по забывчивости или невоздержанию пробовал яблоко раньше срока, тот не должен был есть их в течение сорока дней после Спаса, чтобы тем самым искупить свою вину.
Существовало поверье, что в царствии небесном детям, родители которых до второго Спаса не едят яблоки, раздают яблоки, а тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Поэтому многие взрослые, особенно те, у которых дети умирали, до второго Спаса считали за великий грех съесть яблочко.
В Вологодской губернии с днем преображения Господня связывали обычай, известный в народе под названием столованья. На площади, перед церковью, ставили длинный ряд столов, покрывали их чистыми скатертями, и все деревенские хозяйки наполняли эти столы всевозможной снедью, которая и поедалась прихожанами после обедни и крестного хода. В других уездах той же Вологодской губернии существовал обычай всеобщих разговин горохом: отслужив в поле Молебен, крестьяне всем селом устремлялись на гороховое поле и до самого вечера лакомились зелеными стручками, не различая своей полосы от чужой.
После освящения часть фруктов раздавали неимущим. Посылали прихожане освященные плоды и больным людям. Тех же, кто не исполнял этого древнего обычая, считали людьми недостойными; о таких говорили: «Не дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра».
Со второго Спаса начинались осенны — встреча осени. В поле с песнями провожали закат солнца, в холодную ночь грелись у костров, водили хороводы.
Приметы. Каков второй Спас — таков и январь.