Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Пословицы, народные приметы и традиции праздников на Руси

Семен-летопроводец. Семен день. Марфа
По церковному календарю. Церковь отмечает день преподобного Симеона Столпника. 1 сентября по старому стилю, или 14-го по новому в XX веке, начинается новый церковный год.
Святой Симеон (356—459) восемьдесят лет жил аскетом, изумляя людей своей самоотверженностью и умением читать чужие мысли. В 412 году чудотворец уединился в крохотной келейке, которая располагалась на четырехметровом столбе, и жил в ней сорок семь лет, молясь в уединении и занимаясь пророчествами…
По народному календарю. День святого Симеона Столпника в народе называли «Семен-летопроводец», или просто «Семин день». Это был день для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обычно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые поселянами между собой и с торговыми людьми (отдача внаем земли, рыбных и других угодий).
Название летопроводца закрепилось за Семиным днем потому, что наступает конец лета. В народе об этом дне говорили: «Семин день — севалка с плеч» или: «Семин день — семена долой» (то есть конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони» (с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8 сентября называется бабьим летом — это начало бабьих сель-ских работ. Завершался сев озимых хлебов.
«Похороны» мух. Во многих местах с днем Семена-летопроводца был связан обычай хоронить мух, тараканов, блох и прочую нечисть, одолевающую крестьянина в избе.
Потешные похороны устраивали девушки, для чего вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и «торжественно» (а иногда с плачем и причитаниями) выносили из избы, чтобы предать земле. При этом кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».
Обычай хоронить мух и тараканов наблюдался по всему северу России, причем повторялся даже в деталях, и только кое-где, вместо полотенца, советовали изгонять мух штанами в полной уверенности, что это средство неизмеримо больше действует, так как муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова. С изгнанием мух была связана и специальная примета. В народе говорили: «Убить муху до Семина дня — народится семь мух; убить после Семина дня — умрет семь мух».
Приметы. Если первый день бабьего лета будет ясным и теплым, то и вся осень будет теплая и ведреная, и наоборот. Бабье лето ненастное — осень сухая.
Если на Семен день теплая погода, то вся зима будет теплая.
Если Марфа грязная вышла, то осень должна быть дождливой.
Много тенетника — осень ясная, зима холодная,
Семенов день считается счастливым, поэтому советуют в этот день справлять новоселье.
Обзаводились новым огнем. Добывали огонь трением из дерева или высекали его из камня.

Огонь Сварожич

Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь.
В древние времена Огонь был поистине центром мира человека. В глубочайшей древности Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже собирал вокруг себя несколько поколений рода — большую семью.
Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим кусочком трапезы. Любой странник, совсем чужой человек, становился «своим», стоило ему обогреться у очага. Его защищали как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв. Считалось, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, — стало быть, их любви суждена долгая жизнь.
Существовало множество примет и поверий, связанных с Огнем. В присутствии Огня немыслимо было ругаться таким образом: «Сказал бы тебе… да нельзя: печь в избе!»
Сваха, придя сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони: тем самым она призывала Огонь себе в союзники, заручалась его поддержкой. Новобрачную молодой муж торжественно обводил трижды вокруг очага. А если в момент рождения ребенка Огонь неожиданно угасал, то в этом видели верный признак рождения будущего злодея. Не случайно и то, что перед новобрачными разбивали горшок, только что побывавший в Огне: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков!»
Особую священную силу приписывали Огню, полученному самым первобытным способом — трением. Такой Огонь считался чистым, не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Добывая такой Огонь, всякий раз отмечали наступление нового года. При этом полагали, что все грехи прошлого остаются в минувшем году вместе с угасшим старым Огнем.
С Огнем славяне-язычники связывали и возникновение людей. Говорили, боги сотворили Мужчину н Женщину из двух палочек, между которыми загорелся Огонь — самое первое пламя любви…